Первый этап

На основании данных, предоставленных субъектами РФ – членами МАСС, сформирована маршрутная сеть по местным воздушным линиям на территории субъектов — участников проекта и разработаны предложения по поэтапному плану введения авиамаршрутов.

Результаты первого этапа согласованы с уполномоченными лицами и представлены в августе 2020 года на 86-м заседании Совета МААС. От руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Васильевича Нерадько получено одобрение и рекомендации по дальнейшей работе.

В работе 86 заседания Совета МАСС принимал участие помощник Президента И.Е. Левитин. Его поручения и поручения руководителя Федерального агентства воздушного транспорта легли в основу разработки плана мероприятий по реализации второго этапа проекта.

Второй этап

В соответствии с утвержденным Планом реализации мероприятий на 2021 год выполнен анализ текущего состояния аэродромной инфраструктуры в разрезе регионов Сибири с детализацией по каждому объекту инфраструктуры, сформированы предложения по объемам инвестиций, возможным источникам и механизмам финансирования мероприятий по реконструкции и развитию объектов аэродромной инфраструктуры.

Третий этап

В рамках реализации третьего этапа проекта будет выполнена оценка состояния существующей маршрутной сети местных авиалиний и подготовлены предложения по её оптимизации на базе предложенных стандартов мобильности жителей отдаленных и труднодоступных районов.

В основе таких стандартов лежит допущение о минимальном гарантированном количестве полётов для жителей труднодоступных районов, которое обеспечивает их права на медицинское обслуживание и отдых (не менее двух перелётов туда-обратно в год), а также оценка длительности поездок в отдалённые населённые пункты при использовании альтернативных видов транспорта.

В составе работ будут определены общие принципы формирования сниженных (социальных) пассажирских тарифов на социальных маршрутах местных воздушных линий и даны рекомендации по качественным требованиям к организации перевозок по социальным маршрутам.

На основе оптимальной сети маршрутов будут разработаны и предложены мероприятия по обеспечению необходимой инфраструктурой, с учётом возможностей авиационного парка – определены ключевые объекты, а также проведён анализ по возможностям более эффективного их использования, с учётом аэродромов, посадочных самолётных и вертолётных площадок.

По итогам работы будет определена система целевых производственных, финансовых и бюджетных показателей программы перевозок и внесены предложения по механизмам привлечения средств федерального бюджета РФ к софинансированию перевозок по маршрутной сети местных воздушных линий в СФО.

В основе системы софинансирования закладывается механизм межбюджетных трансфертов. Таким образом региональные стратегии по развитию местного авиасообщения становятся ключевым документом для реализации проекта. Исследовательской группой на основе опыта, полученного в рамках работы по развитию местного авиасообщения в Дальневосточном федеральном округе, будет предложен типовой набор требований и рекомендаций к отраслевым документам стратегического планирования (программ развития местного воздушного транспорта).

Реализация проекта позволит создать надёжную теоретическую и расчётную базу для реализации программы софинансирования местных авиалиний в СФО.