Утверждение результатов разработки межрегионального проекта МАСС «Развитие внутрирегиональной (местной) и межрегиональной авиамаршрутной сети на территории Сибири» стало одной из центральных тем прошедшего 2 марта в рамках КЭФ Совета МАСС.

С докладами по этому вопросу выступили научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ординарный профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин и Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.

Как было отмечено в прозвучавших выступлениях, миссия проекта – системное развитие местных (внутрирегиональных) авиаперевозок в Сибирском федеральном округе. Важной новацией проекта стало определение критериев труднодоступности и отдаленности населенных пунктов. Проектируемая маршрутная сеть местных воздушных линий распределяется по типам и подтипам в зависимости от связности обслуживаемых населенных пунктов сетью наземных автомобильных или железных дорог:

  • жизнеобеспечение труднодоступных районов: отсутствие круглогодичной наземной связи с основной сетью расселения, в т.ч. носящие сезонный характер разрывы;
  • поддержка мобильности жителей отдаленных районов: под критерии софинансирования подпадают маршруты из населенных пунктов, где расстояние по функционирующим круглогодично дорогам общего пользования до административного центра соответствующего субъекта РФ превышает 600 км для усовершенствованного твердого покрытия, 500 км для покрытий переходного типа (в т.ч. частично), 400 км для грунта;
  • поддержка перспективных территорий: стимулирование развития внутренних туристических направлений в СФО. В зависимости от типа маршрута устанавливается целевой коэффициент мобильности воздушным транспортом жителей труднодоступных или отдаленных населенных пунктов.

Проектом предусматриваются два механизма софинансирования перевозок: субсидирование выполнения рейсов, предусматривающий компенсацию выпадающих доходов эксплуатанта, и субсидирование перевозки отдельных категорий пассажиров, предусматривающий компенсацию выпадающих доходов эксплуатанта. Согласно проекту, выбор механизма субсидирования осуществляет региональный орган исполнительной власти в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ в зависимости от характера маршрута, структуры пассажиропотока и прочих обстоятельств.

Вместе с тем, как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, наиболее целесообразным механизмом в настоящее время представляется предоставление средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование перевозок на местных воздушных линиях в рамках настоящего проекта, бюджетам субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов

Представленная ниже информация касается результатов реализации следующего этапа проекта по оптимизации и развитию маршрутной сети местных воздушных линий в Сибирском федеральном округе (2024-2026 гг.):

  • охват постоянного населения труднодоступных районов субсидируемыми перевозками на местных воздушных линиях вырастет в 2,6 раза со 160 до почти 430 тыс. человек;
  • количество пассажиров, перевезенных на местных воздушных линиях с применением специального (сниженного) тарифа, увеличится в 4 раза со 170 до 690 тыс. человек;
  • существующая маршрутная сеть местных воздушных линий предполагается расширить со 138 до 157 пунктов назначения;
  • по многим существующим направлениям предполагается увеличение частоты полетов и доступной провозной ёмкости, также планируется устранить хронические сезонные дефициты;
  • модернизирована критическая инфраструктура местных воздушных линий;
  • применение социальных тарифов.

Мнение коллег – членов Совета МАСС выразил губернатор Новосибирской области Андрей Травников. «Правильным является комплексное решение. Местную сеть нужно развивать вместе с межрегиональной сетью. Предлагаю представить предложения по развитию межрегиональных маршрутов в Сибири и на Дальнем Востоке с учетом развития местных линий. Любому человеку важно не только долететь до областного центра, но и попасть в конечную точку маршрута, по удобному расписанию», – отметил глава Новосибирской области.  

 По результатам выступлений членами «Большого совета» МАСС было решено одобрить результаты реализации III этапа Проекта − «Обоснование по оптимизации и развитию маршрутной сети местных воздушных линий в Сибирском федеральном округе», включающее в себя систему целевых производственных, финансовых и бюджетных показателей проекта. Кроме того, члены Совета МАСС приняли решение поручить Исполнительному комитету МАСС совместно с региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа подготовить и направить обращение в адрес Правительства России о рассмотрении Обоснования и реализации Проекта в рамках разрабатываемого Постановления Правительства РФ «Развитие местных авиаперевозок на территории Российской Федерации».